XXV Международная научная конференция «Ильенковские чтения»,
посвященная 100-летнему юбилею Эвальда Васильевича Ильенкова
«Э. В. Ильенков и мировая философия»
Программа конференции
1-й день, 17 февраля 2024 г.
Мы утверждаем, что философия идеального Э. В. Ильенкова и его критика идеализма вписываются в рамки нашего контекстуального/нормативного реализма (КР), который вдохновляется поздним Витгенштейном и интерпретирует в его терминах контекстуальный реализм современного французского философа Ж. Бенуа [1]. Вкратце, позицию КР мы формулируем в виде двух постулатов: (1) КР – формальный реализм: реальность первична, просто такова, какова она есть; (2) КР – формальный категориальный дуализм: концепты, правила, нормы, теории, смысл идеальны, не часть реальности. В своей совокупности эти два постулата эквивалентны утверждению, что онтология чувствительна к контексту. С точки зрения КР, антиреализм (идеализм) смешивает категории идеального и реального, принимает идеальное за реальное или идеализирует реальное. Идеальное, однако, если оно не псевдоидеальное, укоренено в реальном, то есть имеет реальные условия своего существования и применения, объективно существует. Идеальное относится к витгенштейновской грамматике формы жизни, то есть её нормативной структуре. Основную проблему философии мы трактуем как проблему отношения (провала) между идеальным и реальным. Категориальный (логический) провал между ними закрывается на практике. Структура этого провала – структура КР. Это также структура витгенштейновской проблемы следования правилу. Терапевтическое прочтение проблемы идеального и реального позволяет утверждать, что в известном (контекстуализированном) смысле идеализм и реализм – одно и то же.
Для диалектического материализма Ильенкова основная проблема – это «проблема идеального», или «вопрос отношения идеального вообще к материальному вообще». Различие между идеальным и реальным категориальное. Идеальное – «формы общественного сознания», «всеобщие нормы», «нормативные схемы» культуры. Оно не субъективно, хотя и не существует без человека.
В то же время Ильенков также говорит об идеальном как о «категории явлений», «обозначении определенной сферы (круга) явлений» [2]. Например, сознание он однозначно относит к идеальному, «к категории “идеальных” явлений» [2]. Это неоправданное сужение области реального. С нашей точки зрения явления либо реальны, либо иллюзорны, но нет смысла говорить, что они идеальны.
Ильенков и КР разделяют критику эмпиризма, психологизма и субъективизма, догматического реализма (материализма), немецкого идеализма, в частности, трансцендентализма, а также неопозитивизма 20 века, современных нейрофизикализма, который на самом деле следует назвать нейроидеализмом, и информационной интерпретации природы, отдают должное философии Платона.
На наш взгляд, КР позволяет скорректировать, углубить и развить философию идеального Ильенкова, установить связь между его диалектическим материализмом и терапевтическим методом позднего Витгенштейна.
Литература
1.Прись, И.Е. Знание в контексте / И. Е. Прись. – СПб: Алетейя, 2023. –720 с.
2.Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. – 1979. – № 6. – С. 128–140.
Смотреть видео с докладом
Оригинальная интерпретация Э.В. Ильенковым сущности идеального является одним из важнейших оснований логико-гносеологического и онтологического анализа искусственного интеллекта. Именно в выяснении природы идеального выявляется глубочайшее различие и, вместе с тем, тесная связь естественного и искусственного интеллекта. В докладе искусственный интеллект рассматривается в двух основных функциях - как модель мышления и как техника. Прослеживаются основные исторические этапы развития и использования искусственного интеллекта. Уточняется место искусственного интеллекта в системе «человек-техника». Выясняется роль применения систем искусственного интеллекта в решении основных глобальных проблем современности.
Смотреть видео с докладом
К. Маркс о средствах труда и орудиях труда.
Определения человека Б. Франклина и К. Маркса: общее и особенное. Э.В. Ильенков о позиции Б. Спинозы в отношении происхождения «умственных орудий» для «умственных работ».
Абстрактно-всеобщее и конкретно всеобщее в определении человека.
Э.В. Ильенков о средствах труда, используемых человеком в процессе преобразования собственной природы.
Культура как всеобщее средство преобразования человеком собственной природы («производства человека»).
Смотреть видео с докладом
2-й день, 18 февраля 2024 г.
Статья посвящена осмыслению теоретического наследия Э. В. Ильенкова в связи с 100-летним юбилеем. Потенциал Эвальда Васильевича Ильенкова как философа в полной мере был реализован в понимании человеческой личности. Апофиозом его размышлений стала книга «С чего начинается личность?», в которой он обобщил и критически оценил все предыдущие истолкования феномена личности человека. «Личностью не рождаются, личностью становятся» - писал А.Н. Леонтьев, именно этому были посвящены работы Э.В. Ильенкова.
Э.В. Ильенков исследовал природу рождения личности, качества, «гармоническое сочетание которых и есть то, что испокон веков люди называют личностью, творческой индивидуальностью или талантом».
Особенно остро проблема формирования личности встаёт при работе со слепоглухонемыми детьми — «здесь все эти проблемы встают «в чистом виде» «Учитесь мыслить смолоду» (1977г.).
В данной статье рассматривается теория личности, в частности, реализованная в проекте «Загорский эксперимент» Соколянского И.А. и Мещерякова А.И. и Ильенкова Э.В. (Эвальд Васильевич сотрудничал, а автор данной статьи был одним из участников).
В ходе проекта Ильенков переосмысляет и отметает биологизаторский и некоторые социологизаторские концепции личности. Для Ильенкова личность нечто качественно иное. Наиболее полно такая интерпретация сущности человека заключена в утверждении неразрывной связи, диалектически противоречивого единства сущности и существования человека.
Смотреть видео доклада
В трудах Э.В.Ильенкова его взгляд на природу человека противопоставлен взгляду биологов, примером которых служит для него И.П.Павлов.
Ильенков не видит физиологических основ в формировании человека-личности, у него из природного человека формируется нравственный идеал - личность – мыслящее существо, живущее разумом, волей и если и чувствами, то не природными, а порождёнными врастанием в культуру. И это «личность, олицетворяющая силы прогресса»: «Она рождается всегда на переднем крае развития всеобщей культуры…»
У Павлова же так сформулирована цель жизни: «жизнь есть сохранение жизни», здесь речь не об отдельном человеке, а обо всём живом мире. Эта аксиома и у Швейцера, у которого для человека это критерий «истинного добра»: «добро—то, что служит сохранению и развитию жизни». И многодетная мать в таком подходе – носитель этой высшей цели.
В чем причина такого различия подходов и нравственных идеалов? Маркс видел единые законы эволюции всего мира. Но претендовавший на универсальность марксизм реализовался как русский марксизм. Развивающий марксизм Ильенков тоже говорит о единой мировой цивилизации и общей мировой культуре, в то время как нет единой мировой цивилизации, и Русская и Западная цивилизации стоят на разных культурных или ценностных основаниях.
Идёт мировая война двух этих цивилизаций, планета в состоянии экологической катастрофы и Мир стоит перед вопросом: выживет ли человечество? С высоты нравственного идеала Ильенкова приходится опуститься к аксиоме жизни Павлова и задать вопрос: человек лишился физиологии живого организма? И это – прогресс?
Смотреть видео доклада
В социологии, как и в ряде других гуманитарных наук, утвердился деятельностный подход к исследованию проблем социальных групп и общностей, организаций и институтов. Значительное развитие получило понятие человека.
В исследованиях Э. В. Ильенкова человек существует как субъект деятельности, направленной на природный мир, создание культуры и на самого человека. Все, что в индивиде является человеческим, есть совокупный продукт всеобщего развития общественной жизни и его законов. Ильенков выделяет главные социальные качества человека: наряду с идеальным, с мышлением — это нравственность, прежде всего — добро, это красота и истина.
Г. С. Батищев, развивая теорию деятельностной сущности человека, подчеркивает ее субъектное творческое начало. С этих позиций он критикует «овещнение» человеческих действий и взаимоотношений. Исходя из многомерности и целостности субъекта и его деятельности, он утверждает глубину внутреннего мира субъекта, его нравственность и красоту, художественные качества и ценности. Многоликий «ансамбль» человеческих связей становится основанием и средством глубинного общения, выводящего людей на уровень Универсума.
Современная социология идет по пути овеществления своих понятий, в рамках которого трактуется деятельность и человек-субъект. Овещненным становится и творчество, а также базовые социологические понятия – социальная группа, социальный институт и организация и др.
Для преодоления этой тенденции необходимо принять и сформировать исходную категорию, в которой отсутствует такое овещнение. Это – «конкретный человек». Он должен быть представлен с диалектико-материалистических позиций в русле исследований Э. В. Ильенкова и Г. С. Батищева и интерпретирован в отраслевых социологических теориях.
Смотреть видео доклада
И Кант и Ильенков высоко оцениваю понятие «идеал» в теоретическом и практическом плане. Вместе с тем они кардинально расходятся в понимании природы идеала, его гносеологических оснований и взаимосвязи с реальностью. Для Канта идеал есть априорное, доопытное понятие, которое входит в структуру чистого разума, является специфической идеей, выраженной in concreto и іn individuo, не обладающей объективной реальностью. Для Ильенкова идеал (ы) имеет земные опытные корни, он диалектически взаимодействует с реальностью, влияет на ее изменение и сам изменяются в столкновении с ней. Для Канта идеал (ы) (как высшее совершенство) постоянен, неизменен, универсален. Для Ильенкова идеал развивается в соответствии с изменением реальности (исторической, социальной и др. ). Для Канта идеалы не осуществимы в реальности, но человек должен и может стремиться их осуществить, в той или иной степени приближаясь к ним. Для Ильенкова идеалы реализуемы (пусть не в данный исторических период, но в будущем). Наряду с идеалами чистого разума Кант говорит об идеалах, обусловленных чувственностью, фантазией. Такие идеалы не обладают определенностью и способны вырождаться в идолы. Для Ильенкова идолы - это идеалы, не соответствующие тенденциям развития реальности и, следовательно, являются ложными. Обусловленность идеалов реальностью ставит для Ильенкова гносеологическую проблему происхождения идеалов при отсутствии завершенной тенденции действительного развития. Для кантовского априоризма такой проблемы не существует. Отрицание априоризм в трактовке идеалов, обусловленность их реальностью, их диалектичность являются сильной стороной в учении Ильенкова, что, конечно, не снимает проблему истинности идеалов. Однако акцентирование реализуемости идеалов (прежде всего социального идеала) и вера в нее, хотя и является дополнительным практическим стимулом, не исключает трагедию социального и личностного плана при гибели идеалов в их конфликте с реальностью. Судьба Ильенкова как личности не избежала, как мы полагаем, подобных жизненных коллизий.
Смотреть видео доклада
Видеозапись конференции
Первый день конференции
Второй день конференции
Для перехода между выступлениями докладчиков пользуйтесь стрелками плеера